Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
13:00 

195 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского

Задумчивая слизь
Колесо судьбы вертится быстрее, чем крылья мельницы, и те, что еще вчера были наверху, сегодня повержены во прах. - М. Сервантес
Яндекс сделал отличный проект по местам "ПиН".


Сохраняю его себе!

Дом Достоевского, где был написан роман

Санкт-Петербург, Казначейская, 7
Место
Здесь жил Фёдор Михайлович Достоевский.

Казначейская улица в центре Санкт-Петербурга соединяет два участка набережной петляющего канала Грибоедова.

Первое название улицы — 5-я линия Переведенской слободы. С 1739 называлась Малой Мещанской. Современное название получила в 1882 году.

Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен.

Дом Раскольникова

Санкт-Петербург, ул. Гражданская, 19, (Столярный переулок, 5)
Квартира
Квартира, в которой Достоевский поселил Раскольникова, находится на последнем этаже под самой крышей. Дом построен в 1831 году в стиле классицизма. На углу установлен горельеф с надписью: «Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».

Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.
<...>
Это была крохотная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отстававшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко.

Герой
Родион Романович Раскольников, двадцати трёх лет, бывший студент.

Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. <...> Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу.

Идея
В образе Раскольникова воплощено пушкинское «Мы все глядим в Наполеоны».

Как раз в то время, когда Достоевский писал роман, появилась книга «Жизнь Юлия Цезаря» авторства Наполеона III. В предисловии французский император рассуждает о праве «сильной личности» нарушать нравственные нормы. Считается, что книга стала одним из источников идей Раскольникова.

Называют несколько прототипов героя. Среди них москвич Герасим Чистов, убивший топором двух старух с целью ограбления, и француз Пьер-Франсуа Ласенер, оправдывавший свои убийства борьбой с несправедливостью. С идеями Раскольникова иногда связывают образ сверхчеловека, описанный Ницше в книге «Так говорил Заратустра». Однако в действительности философ познакомился с творчеством Достоевского уже после того, как написал свой роман.

— Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного... <...> Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...

Дом, где произошло убийство

Санкт-Петербург, ул. Средняя Подьяческая, 15
Место
С замиранием сердца и нервною дрожью подошёл он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в —ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселён был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. <...> Лестница была тёмная и узкая, «чёрная», но он всё уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен.

Средняя Подьяческая — улица в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Проходит в излучине канала Грибоедова, соединяя друг с другом участки набережной. Появилась в первой половине XVIII века. В 1739 году получила название Приказная Адмиралтейская. С 1767 — Вторая Подьяческая улица, а с 1821 года называется как теперь.

Героиня
Здесь жила Алёна Ивановна — процентщица.

Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка.

Полицейская контора


Санкт-Петербург, Большая Подьяческая, 35
Место
Здесь Раскольникова допрашивал Порфирий Петрович.

Контора была от него с четверть версты. Она только что переехала на новую квартиру, в новый дом, в четвёртый этаж.
<...>
Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырёх этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота. Вверх и вниз всходили и сходили дворники с книжками под мышкой, хожалые и разный люд обоего пола — посетители.

Большая Подьяческая улица в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга соединяет набережные канала Грибоедова и реки Фонтанки. С 1739 года называлась Морской Мастерской улицей, с 1756 — Подьяческой или Первой Подьяческой. В 1760 получила современное название.

Герой
Порфирий Петрович — пристав следственных дел.

Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённой на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз.

Порфирий Петрович — единственный из главных действующих лиц романа, оставленный Достоевским без фамилии.

— ...Я, может быть, и сам от вас кой-что даже и теперь скрываю-с. Не всё же мне вам так взять да и выложить, хе-хе! <...> А я вам, вот самим богом клянусь, так «там» подделаю и устрою, что ваша явка выйдет как будто совсем неожиданная. Всю эту психологию мы совсем уничтожим, все подозрения на вас в ничто обращу, так что ваше преступление вроде помрачения какого-то представится, потому, по совести, оно помрачение и есть. Я честный человек, Родион Романыч, и своё слово сдержу.

Тайник, где Раскольников схоронил награбленное


Санкт-Петербург, Вознесенский проспект, 5
Место
Неподалёку от Мойки Раскольников устроил тайник.

Оглядевшись ещё раз, он уже засунул и руку в карман, как вдруг у самой наружной стены, между воротами и жёлобом, где всё расстояние было шириною в аршин, заметил он большой неотёсанный камень... <...> Он нагнулся к камню, схватился за верхушку его крепко, обеими руками, собрал все свои силы и перевернул камень. Под камнем образовалось небольшое углубление; тотчас же стал он бросать в него всё из кармана.

Название проспекта восходит к не сохранившейся церкви Вознесения Господня. В 1738 году в честь церкви назвали улицу, а в 1775 эта улица стала проспектом. Сегодня он берёт начало от Адмиралтейского проспекта, проходит через Исаакиевскую площадь, пересекает Мойку, канал Грибоедова и оканчивается у Фонтанки. С 1923 по 1991 проспект назывался в честь участника Гражданской войны Петра Майорова.

Трактир

Санкт-Петербург, Московский просп., 4
Место
Здесь Раскольников выслушал Свидригайлова.

Он находился на —ском проспекте, шагах в тридцати или в сорока от Сенной, которую прошёл. Весь второй этаж дома налево был занят трактиром. Все окна были отворены настежь; трактир, судя по двигавшимся фигурам в окнах, был набит битком. В зале разливались песенники, звенели кларнет, скрипка и гремел турецкий барабан. Слышны были женские взвизги. Он было хотел пойти назад, недоумевая, зачем он повернул на —ский проспект, как вдруг, в одном из крайних отворенных окон трактира, увидел сидевшего у самого окна, за чайным столом, с трубкою в зубах, Свидригайлова.

В путеводителях по Петербургу Достоевского зачастую сливаются воедино два трактира — тот, в котором Раскольников слушает Свидригайлова, и тот, в котором он встречает Заметова. Хотя сами трактиры и их расположение описаны в романе совсем по-разному.

Герой
Аркадий Иванович Свидригайлов — помещик пятидесяти лет.

Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет.

Свидригайлов — один из главных персонажей романа, его называют «двойником» Раскольникова. Он тоже совершает безнравственные поступки, циничен. Но вместе с тем жертвует деньги Мармеладовым, предлагает помощь Раскольникову.

— Я уж о том и не говорю, что у женщин случаи такие есть, когда очень и очень приятно быть оскорблённою, несмотря на всё видимое негодование. Они у всех есть, эти случаи-то; человек вообще очень и очень даже любит быть оскорблённым, замечали вы это? Но у женщин это в особенности. Даже можно сказать, что тем только и пробавляются.

Дом, где сдавали комнаты портной Капернаумов и госпожа Ресслих


Санкт-Петербург, Набережная канала Грибоедова, 73
Место
Здесь жили Соня Мармеладова и Свидригайлов.

Дойдя до своего дома, Соня повернула в ворота, он за ней и как бы несколько удивившись. Войдя во двор, она взяла вправо, в угол, где была лестница в её квартиру. «Ба!» — пробормотал незнакомый барин и начал взбираться вслед за ней по ступеням. Тут только Соня заметила его. Она прошла в третий этаж, повернула в галерею и позвонила в девятый нумер, на дверях которого было написано мелом: «Капернаумов портной». «Ба!» — повторил опять незнакомец, удивлённый странным совпадением, и позвонил рядом в восьмой нумер. Обе двери были шагах в шести одна от другой.

Вид дома значительно изменился со времён Достоевского — в советские годы дому надстроили два этажа, а фасады отделали в стиле сталинского неоклассицизма.

Героиня
Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было её внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния. Она была тоже в лохмотьях; наряд её был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своём особом мире... <...> Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами.

В отличие от других действующих лиц, Соня Мармеладова не подвержена бурным страстям и метаниям. В романе девушка выступает антиподом главного героя. Они оба нарушают запреты, однако Соня жертвует собой ради других, тогда как Родион Романович ищет самоутверждения.

— Что делать! — воскликнула она, вдруг вскочив с места, и глаза её, доселе полные слез, вдруг засверкали. — Встань! Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрёстке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлёт. Пойдёшь? Пойдёшь? — спрашивала она его, вся дрожа, точно в припадке.

Переулок Гривцова

Санкт-Петербург, переулок Гривцова
Место
Здесь Раскольников подслушал разговор мещан с Лизаветой.

Раскольников преимущественно любил эти места, равно как и все близлежащие переулки, когда выходил без цели на улицу <...> У самого К-ного переулка, на углу, мещанин и баба, жена его, торговали с двух столов товаром: нитками, тесёмками, платками ситцевыми и т. п. Они тоже поднимались домой, но замешкались, разговаривая с подошедшею знакомой.

Переулок в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга соединяет набережную Мойки с Сенной площадью. «К-ный» — это Конный, так он назывался с 1772 года. До того переулок был Малой Сарской улицей. Современное название получил в 1952 году в честь красноармейца Александра Гривцова.

Героиня
Лизавета Ивановна, единокровная сестра процентщицы Алёны Ивановны, 35 лет.

...Лизавета была младшая, сводная (от разных матерей) сестра старухи, и было ей уже тридцать пять лет <...> Была же Лизавета мещанка, а не чиновница, девица, и собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с длинными, как будто вывернутыми ножищами, всегда в стоптанных козловых башмаках, и держала себя чистоплотно. Главное же, чему удивлялся и смеялся студент, было то, что Лизавета поминутно была беременна...

Случай
Из подслушанного Раскольников узнал, что назавтра старуха останется дома одна.

— Вы бы, Лизавета Ивановна, и порешили самолично, — громко говорил мещанин. — Приходите-тко завтра, часу в семом-с. И те прибудут.
<...>
— Хорошо, приду, — проговорила Лизавета, всё ещё раздумывая, и медленно стала с места трогаться.
Раскольников тут уже прошёл и не слыхал больше. <...> Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной её сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна.

Вознесенский мост

Санкт-Петербург, Вознесенский мост
Место
Здесь Раскольников видел, как пыталась утопиться женщина. Здесь же обезумела Катерина Ивановна.

Хриплый, надорванный голос Катерины Ивановны слышался ещё от моста. И действительно, это было странное зрелище, способное заинтересовать уличную публику. Катерина Ивановна в своём стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком на сторону, была действительно в настоящем исступлении. Она устала и задыхалась.

Мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова. Получил название в 1739 году в честь церкви Вознесения Господня, которая не сохранилась. В 1919 произведён капитальный ремонт моста, а в 1930 мост был расширен. К 1957 году пришёл в аварийное состояние, и позже был перестроен в однопролётный.

Героиня
Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, ещё с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками. <...> Глаза её блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо, при последнем освещении догоравшего огарка, трепетавшем на лице её.

Жене Мармеладова Катерине Ивановне во время действия романа было около 30 лет.

— ...Пусть видят все, весь Петербург, как милостыни просят дети благородного отца, который всю жизнь служил верою и правдой и, можно сказать, умер на службе. Пускай, пускай этот негодный генералишка видит. <...> Даже шарманщики добывают, а нас тотчас все отличат, узнают, что мы бедное благородное семейство сирот, доведённых до нищеты, а уж этот генералишка место потеряет, увидите!

Сенная площадь

Санкт-Петербург, Сенная площадь
Место
Здесь Раскольников познакомился с Мармеладовым, сюда пришёл с повинной.

Было около девяти часов, когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках, в лавках и в лавочках запирали свои заведения, или снимали и прибирали свой товар, и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников.

Площадь расположена в центре Санкт-Петербурга на пересечении Московского проспекта и Садовой улицы. Теперешнее название получила в XVIII веке из-за того, что там продавали дрова, солому и сено, а до того сперва была Большой, а затем — Конной. С 1952 по 1992 называлась площадью Мира. В XIX веке районы, примыкавшие к площади, населяла городская беднота, поэтому они пользовались весьма дурной репутацией.

Герой
Семён Захарович Мармеладов, бывший чиновник.

Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлочки, но одушевлённые красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие.

@темы: Достоевский

URL
Комментарии
2016-11-11 в 19:08 

князь Меньшиков
в поисках ламантина
АААА! Спасибо! Как раз еду в Петербург, прямо таки вовремя.

2016-11-11 в 20:16 

Задумчивая слизь
Колесо судьбы вертится быстрее, чем крылья мельницы, и те, что еще вчера были наверху, сегодня повержены во прах. - М. Сервантес
князь Меньшиков, это ФМ спасибо и Яндексу))
Я была на экскурсии по этим местам. Не удалось только к Раскольникову в двор зайти, жильцы не пускают.. ((
А во двор, где тайник, ФМ на самом деле заходил пописать..)))) Даже не знаю от чего у меня больше дух захватывало))))))))

URL
2016-11-11 в 20:16 

Задумчивая слизь
Колесо судьбы вертится быстрее, чем крылья мельницы, и те, что еще вчера были наверху, сегодня повержены во прах. - М. Сервантес
князь Меньшиков, это ФМ спасибо и Яндексу))
Я была на экскурсии по этим местам. Не удалось только к Раскольникову в двор зайти, жильцы не пускают.. ((
А во двор, где тайник, ФМ на самом деле заходил пописать..)))) Даже не знаю от чего у меня больше дух захватывало))))))))

URL
2016-11-11 в 20:50 

князь Меньшиков
в поисках ламантина
Задумчивая слизь, я на школьной экскурсии была в Раскольниковом дворе. Был глуп, неопытен. Не впечатлило тогда.

   

В гостях у Тофика!

главная